Повышение мастерства вождения водителей не только начинающих

Учимся водить автомобиль лучше

«Не уверен - не води!» (Неписанный закон дорог)

Хотим стать хорошим водителем?

Все хотят. Для этого начните с себя. Если Вы любите и уважаете себя, то не допустите неуважительного отношения к другим. Ибо, неуважение вызовет в ответ то же самое слово, но уже к Вам. Как стать хорошим водителемРассматривая вопрос чему не учат или почти не учат, в обычных автошколах/курсах, мы учимся водить автомобиль лучше. Посмотрим на вождение новыми глазами. Не забывайте, что человек садясь за руль, им остается. Со своим характером, привычками - и хорошими, к сожалению и плохими. Никогда не забывайте. За рулем автомобилей сидят люди (по крайней мере, до сих пор, слава Богу, так было) и сильные, волевые, умелые, чуткие, внимательные, и конечно с обратными качествами. К сожалению, отбор водителей не исключает появление за рулем сумасшедших, которые медкомиссию проходят, а садясь за руль, превращаются в "зверей". "Этого обгоню, того прижму, а сего не пропущу!". А почему так получается? Ведь идя по улице, Вы не набрасываетесь на первого встречного, не ускоряете шаги, чтобы обогнать, тем паче, не виляете перед кем-то бедрами, чтобы не пропускать вперед себя? Потому, что нормальные люди так не делают. А почему "ненормальных" за рулем оказывается немало? Этот вопрос больше относится к психологии, политике или философии (тут медицина бессильна). Мы постарались ответить на вопрос как без потерь для здоровья и материальных средств стать хорошим водителем? Надеемся, что статья "Учимся водить автомобиль лучше", если не искоренит эту проблему, хотя бы чуточку улучшит ситуацию. Затем кто-то еще чуть-чуть, глядишь на дорогах станет куда приятнее. Мы подробно осветили темы "Езда при плохой видимости", "Прохождение закрытых и опасных участков", "Прохождение поворотов и извилистых участков" и другие. Но, если хотим стать хорошим водителем, первым делом садясь за руль, мы даем себе твердую установку

Взаимоуважение на дороге дожно быть законом

Уважать других, дабы не терять уважения к себе. Не спешите налево, направо "строчить" неприятные слова. Всегда помните, что перед Вами брат, отец, мать, сестра, другой Взаимоуважение на дорогетакой же человек, но не враг. Перед Вами может оказаться новичок, который еще не уверен в себе (сами-то забыли, как потели руки, дрожали колени, когда первый раз сели за руль?), может оказаться человек с ограниченными физическими возможностями (даже, если на машине нет специального знака), может оказаться женщина (на дискотеке, в гостях, не работе Вы же не называете ее козой?), которая не так быстро соображает в технических вопросах, как коллеги мужчины (есть вопросы, в которых женщины намного умнее и мудрее). А может она по своей природе, продолжает кокетничать и хочет привлечь на себя внимание? Причин может быть множество. Не спешите осуждать, тем более оскорблять. Будьте мудрее - пропустите, объезжайте, а если нужно помогите. Вам самим станет приятнее от этого поступка.

Уступите дорогу и Вам уступят

Уступить дорогу, помните из правил, означает дать возможность другому, беспрепятственно проехать участок дороги. Но, иногда надо пропускать, даже если преимущество у Вас. На фразе "пропустить" хочу остановиться Будьте вежливы пропуститеособо. В Правилах дорожного движения большинства стран (далее "Правила" или ПДД) указывается, что "водитель обязан пропустить транспортные средства, движущиеся быстрее". И специально не уточняю Правила, каких именно стран и пункт. Не берите на себя роль ГАИ, ГИБДД или дорожной полиции. Их и так достаточно. Никогда не думайте: "я и так еду на пределе разрешенного, а этот ... мигает/сигналит мне, чтобы я его/ее пропустил. Нечего! Пусть едет за мной". А если у человека проблемы, не дай Бог, беда, везет больного, едет к больному, ребенку требуется срочная помощь, а у него машина не оборудована дополнительными сигналами оповещения? Подумайте, такое может случиться с любым. А то, что он нарушает или нет, не Вам решать. Он за свои поступки ответит сам, перед дорожной полицией ли, стражами порядка ли, а пред Всевышним - без вопросов. Будьте вежливы. Забудьте все плохое, прежде чем сесть за руль и другие ответят Вам взаимностью. Освежим и углубим навыки вождения: как грамотно готовимся к движению, движение в городе, движение за городом, безопасное прохождение закрытых и опасных участков, грамотное прохождение поворотов, извилистых участков.↓Читать дальше

На главнуюНа Главную

Готовимся садиться за руль

Да именно, готовимся заново. Освежим и углубим навыки вождения.Не отвлекайтесь за рулем Мнение некоторых водителей, когда хочу «сел и поехал» - неверно. Наверно еще помните истину из правил дорожного движения «...запрещается управлять автомобилем в нетрезвом состоянии, в т.ч. под воздействием наркотических веществ, в болезненном, переутомленном состоянии...» К этому следует добавить, что некоторые лекарства, особенно снотворные, болеутоляющие, имеют наркотическое воздействие на человека. Поэтому, если Вы чувствовали себя плохо и выпили таблетку, какое бы ни были личные ощущения, это не является гарантией, что Вы не нарушаете правила. Кроме того, у людей на разные препараты, даже обычные продукты, напитки - реакция разная. Например, кофе не является универсальным средством против сна. Есть люди, на которые кофе действует как снотворное. Потому, что в нем имеется наркотическое вещество кофеин. Врачи утверждают, что тяга ко сну после кофе является реакцией здорового организма. Так что Вы должны знать свойства своего организма и при малейших противопоказаниях к вождению, нужно отказаться от поездки. Особенно от дальней. А если противопоказаний нет, прежде чем садиться за руль, возьмите за правило, обойти вокруг машины. Обратите внимание на целостность кузова, отсутствие царапин, вмятин на нем, проверьте внешние зеркала, щетки, визуально проверьте состояние шин. Если будут сомнения, проверьте давление манометром. Раз в неделю проверьте давление обязательно. только тогда садимся за руль. Прежде чем заводить машину проверяете состояние салона, смотрите в зеркала. Если Вы постоянно ездите на данной машине, задача проще. Проверяем, не сбились ли регулировки. А если сбились или Вы сели в незнакомую машину, то отрегулируйте сидение, зеркала, смотрите, нет ли каких явных повреждений в салоне, панели, органах управления. Как регулировать сидение указано в заводском описании и в интернете. Имейте ввиду, что положение спинки для городского движения и дальней поездки разные. Главная цель добиться оптимальной видимости, досягаемости органов управления и комфорта. Заводим машину всегда на нейтралке и с выжатым сцеплением (для автомата положение Парк или N). Точно также выключаем двигатель выжатым сцеплением.

Правильно трогаемся с места

Прислушайтесь к звуку мотора. Если машина работает устойчиво, без перебоев, без подозрительных звуков - все в порядке. Если нет, постарайтесь найти причину и устранить. При стуках, скрежетах, других неприятных шумах немедленно выключите двигатель. Машина - не готова к поездке... Если все нормально,

Грамотно трогаемся с места

. А как? В последнюю очередь пристегиваете ремень безопасности, еще раз проверяете положение сидения, если Вы его регулировали, включив третью (или 5-ую) передачу - рука должна дотягиваться до рычага переключения передач свободно, почти полностью вытянутая. При сильно согнутой или выпрямленной руке - требуется пере регулировка сидения (правильный угол сгиба рук и ног ≈120º). Для автоматической коробки передач эта проверка сводится к тому, чтобы убедиться в легкости дотягивания. А далее не забываем включить первую передачу для «механики», обязательно контрольный обзор 360º - зеркала+то, чего они не «видят», если даже Вы были в пустыни и кругом не было никого, убедитесь что в данный момент Вы никому не создаете помеху для движения, и Вам ничто не мешает начать движение, включаем «поворот» (всегда) и счастливого пути!
Что касается, нажатия-отпускания педалей, этому учили на курсах. Добавим, что педаль сцепления выжимается быстро, отпускается плавно (при высоких скоростях - быстрее), тормоз нажимается плавно, отпускается быстро (при экстремальном вождении - как того требует ситуация), а педаль газа всегда требует нежного обращения - плавно добавляем и плавно отпускаем. Особой аккуратности требует скользкая дорога.
Еслм мы соблюдаем вышесказанное, это и значит, что мы правильно трогаемся с места.

Движение в городе

Движение в городеНе стоит представлять движение в городе как сумасшедшее, хаотическое или беспорядочное движение всех и всея как в данной картине. Это шутливое преувеличение. Городское движение это тонко регулируемый современный процесс, который подчиняется безоговорочным правилам, обязательным для всех. Из добровольного всеобщего соблюдения этих правил и создается городское движение. А редкие нарушители этих законов, т.е. исключение, еще раз доказывают правила, еще больше подчеркивают их важность. Это не слова с высокой трибуны. Соблюдение правил дорожного движения создает условия безопасности движения, безопасности каждого из нас, наших близких, родных, друзей, знакомых и незнакомых хороших людей.
Однако, перейдем к практическим советам. Город, хоть и не всегда похож на приведенное фото, в нем всегда есть место неожиданностям.
  • Не забывайте, что городское движение намного сложнее, интенсивнее, быстротечнее;
  • Показывайте повороты всегда, не уподобляйтесь знакомому «крутому», который считает это ниже своего «достоинства». Это признак тупости, необразованности и невежества;
  • Скорость всегда (не только в городе) должна соответствовать дорожным условиям. Пилить постоянно на пределе разрешенного, только потому, что разрешено – не разумно. Водитель всегда в ответе за свои действия (и бездействие), для предотвращения ДТП;
  • Помните, что с любого двора может выскочить ребенок, если дорога не отгорожена;
  • К светофору подъезжайте, снижая скорость. Не теряйте бдительность, увидев зеленый свет. Проезжайте перекресток или другой участок дороги, убедившись, что он свободен. Если есть предмет, ограничивающий обзор (например, машина, ждущая поворота, когда мы движемся по средней полосе), нельзя продолжать движение, не увидев, что именно скрывает предмет. Не старайтесь проскочить на мигающий зеленый. Это допустимо, только если Вы уже на самом перекрестке. Не забывайте, что промежуточный желтый, после зеленого, тоже запрещает движение;
  • Знаки приближения к пешеходному переходу, детским учреждениям и другим местам повышенного внимания, одновременно предписывают снижение скорости;
  • На дворовых проездах, на закрытых территориях, местах парковки соблюдаем только правило правой руки – преимущество у того, кто справа. А то, у некоторых водителей «свои правила». Это недопустимо;
  • Никого не торопите сигналом (это запрещено правилами тоже), будьте терпеливее. Вы этим не добавите ни навыков, ни умения соучастнику движения, ни, тем более не перевоспитаете мгновенно;
  • Помогайте своим коллегам по колесу, пешеходам в трудную минуту: женщина растерялась или новичок, кому-то плохо, кто-то не справился, а у кого-то возраст… Всякое бывает;
  • Это касается и мест ДТП. Если помощь уже не нужна, постарайтесь вникнуть в суть произошедшего, извлеките урок из увиденного;
  • Анализируйте свои действия и намерения при поездке и после него, работайте над ошибками.

Движение за городом

Главное доехать целым и невредимым, если даже пожзе чем хотелось бы.

Загородная дорога Я не нашел статистику о том, какая доля поездок для среднего автомобиля приходится на городские, а какая на загородные. Интуитивно, движение за городом соразмерно с городским движением. В любом случае, загородные поездки играют значительную роль в жизни каждого водителя. Загородные дороги сильно отличаются от городских. При проектировании скоростных автомагистралей стараются не использовать перекрестки на одном уровне, пешеходные переходы и светофоры. Появление перечисленных элементов на них, скорее, исключение, некий компромисс для плавного перехода от города к скоростной трассе. Но не все дороги скоростные. Есть дороги второго плана, соединяющие небольшие населенные пункты друг с другом и с магистралями. Такие дороги, как правило, имеют минимум две полосы и твердое покрытие. Сейчас редко можно найти одноколейные дороги, но они все же существуют, особенно сельские, проселочные дороги, которые могут быть и без покрытия. Но всех их объединяет общая черта: расположение вне населенных пунктов и распространение на них отдельных пунктов ПДД.
  • Важно соблюдение скоростного режима. Это особенно касается незнакомой местности, которая нередко может преподносить неприятные сюрпризы. Как правило, скоростные ограничения отражают безопасный режим. Умение уменьшить газ, когда надо вовсе убрать ногу с газа это искусство вождения;
  • Не испытывайте на прочность свой транспорт, ни в коем случае не превышайте заводские ограничения скорости, оборотов и нагрузок;
  • Высокие скорости не прощают ошибок. Не пустые слова «не уверен – не обгоняй». Это касается как оценки расстояния до встречного транспорта, так и до следующего за вами на более высокой скорости транспорта;
  • Участок современной загородной дорогиНе смотрите свысока на малогабаритные машины и мотоциклы, не создавайте искусственных помех, не притесняйте их. Движение по дороге, особый вид общения. Культуру общения никто не отменял;
  • Будьте осторожны с водителями, которые едут неравномерно, «виляют» по дороге. Однократное проявление указанных отклонений - сигнал тревоги. А повторение уже явный признак, что перед Вами пьяный или засыпающий водитель. Бывают и другие причины (неисправность машины и т.д.), но редко. По возможности старайтесь разбудить спящего, а с пьяным не связывайтесь. Сообщите ГАИ и держитесь подальше от него;
  • Сообщите другим водителям любыми доступными способами об опасном закреплении груза и о других отклонениях в дороге, что создает опасность для движения. Часто водители сами не знают (не видят) эту опасность. При необходимости помогите им устранить опасность;
  • Взаимоуважение и взаимовыручка хорошие привычки для водителя. Я, многократно, был свидетелем, когда водители-дальнобойщики бесплатно отдают другим водителем (часто незнакомым) запчасти, топливо, еду и питье. Хорошая традиция. В дальнюю дорогу еду, питье, лекарства и инструмент берите с запасом, может, придется делиться. Если человек оказался на дороге в затруднительном положении, ему все равно нужно доехать до места назначения. По-другому никак не должно быть. Вызывайте помощь, если сами не сможете. У людей может не быть телефона или он может не работать.

Прохождение закрытых и опасных участков

Aşırımın önündəЗакрытыми участками будем называть все участки дороги, которые закрыты для обзора или ограничен обзор, вне зависимости от движения по городским улицам, или на загородной дороге, или же внутри определенной территории, включая дворы. Сюда же отнесем движение в тумане или во время сложных погодных условий. При недостаточной видимости (тем более при невидимости части дороги) первым делом сразу снижаем скорость. Как можно быстрее, но резко, особенно на скользкой дороге. Но если невидимость вас настигла врасплох, то экстренное торможение неизбежно. Если еще есть время, снижаем скорость до минимума, чтобы можно было мгновенно остановиться при появлении помехи. На минимальной скорости продолжаем движение, если условия позволяют разминуться с другим транспортным средством или объехать препятствие. Не забываем, что ПДД запрещают движения на опасных участках (обвалы, оползни, другие опасные природные явления). При возникновении последних, нужно развернуться, отъехать на безопасное расстояние от опасного места и сообщить ГАИ.
Все случаи плохой видимости имеют следующие общие характеристики. Сразу за участком недостаточной видимости внезапно может появиться другое транспортное средство и не одно, люди, животные, предмет которого не должно было быть и т.д. Но, есть у каждого случая свои особенности. Их стоит рассматривать в отдельности.

Конец крутого излома

Здесь может преподнести сюрприз местность. Особенно горная местность. Автор на своем опыте был свидетелем резкого перехода с сухого участка при подъеме на заснеженный спуск. Это было во время поездки в Турцию через Болгарию в апреле 1996 года, на перевале Шипка, на дороге Габрово-Казанлык. На южном склоне цвела весна, а северном склоне зима на дороге со снежным покровом 10 см. Трудно было представить последствия спуска на летних прогретых шинах. Но нам повезло, у нас были еще зимние шины. Скажу для сравнения: я обогнал машину с венгерскими номерами, которая спускалась, вооружившись ABS. Никогда такой траектории колес не видел как у той машины. Она выглядела как кривая с дискретными точками на ней с непредсказуемыми поворотами.
Уместно напомнить, что французские ПДД предписывают обязательное торможение перед крутым изломом дороги, в том числе перед закрытым поворотом. Я бы сделал обязательным это правило для всех государств.

Закрытый поворот

Закрытый поворот Закрытый поворот (схема справа) может скрыть от глаз недисциплинированного или пьяного водителя, который надумал обгонять перед поворотом, пешехода "прогуливающегося где хочу". Закрытый поворот может скрыть свою крутизну. На открытом все видно, а тут Вы можете не угадать, а это чревато выбором не той скорости, не тех параметров движения, что может вызвать занос и опрокидывание. Кроме того может выбросить на встречную полосу, именно в тот момент, когда с большой вероятностью окажется там другой транспорт. По статистике большое количество ДТП на закрытых поворотах закрытых территорий (как ни абсурдно) происходит по причине того, что виновный водитель заходит на поворот по встречной полосе (как правило, на внутренних территориях разметка отсутствует), будучи уверенным, что "он тут один". Думаю, Вы уже все поняли.

Езда при плохой видимости

езда при плохой видимости Что и говорить, езда при плохой видимости, в том числе при плохих погодных условиях очень неприятна и опасна. Но, не стоит паниковать, оказавшись в условиях недостаточной видимости. Не стоит ухудшать ситуацию своим состоянием и неумением. Первое лекарство от плохой видимости (нет не очки, хотя когда солнце ослепляет, они незаменимы) это остановка на безопасном месте. Лучше переждать неприятность, а потом доехать с комфортом, ежели неоправданный риск. Ездить в условиях плохой видимости позволительно только опытным водителям, и то при острой необходимости. Кстати в наши дни существуют очки, которые темное время суток делают чуть светлее, рекомендую. Плохую видимость можно усугублять, скажем, плохими щетками стеклоочистителя или не отрегулированными основными фарами или не работающими противотуманными фарами. Доказано, что неуверенность в себе и плохое самочувствие ухудшает зрение (к примеру, почитайте М. Норбекова «Опыт дурака, или Ключ к прозрению»). Из названного источника можно делать выводы, что основное зрение устанавливается и утверждается мозгом, а глаза дают лишь начальную картину, которая еще не совсем четко и не совсем понятно. По моему мнению, соотношение начальной картины к скорректированной мозгом части картины является 30:70 (т.е. наш мозг «дорисовывает и ретуширует» 70% нашего зрения). Так не тупите свой Богом подаренный аппарат мышления всякими запрещенными и нежелательными веществами.

Об аквапланировании.

Аквапланирование Не забудем и об аквапланировании, без чего список опасных участков будет неполным. Аквапланирование (гидропланирование) - это полная или частичная потеря контакта колес с дорожным покрытием, где образовался водяной слой между ними в любом виде. При въезде на такой участок, транспортное средство становится практически неуправляемым. Аквапланирование возникает, когда шина из-за высокой скорости движения не успевает удалять влагу из пятна контакта. Соответственно, чем меньше остаточная глубина протектора, чем больше водная пленка на дороге и чем выше скорость, тем выше риск гидропланирования. Снизить риск аквапланирования помогают шины с направленным рисунком протектора, так называемые "дождевые шины". Но, вообще-то первым «лекарством», чтобы избежать последствия аквапланирования это снижение скорости перед водным слоем.

Безопасное прохождение поворотов, извилистых участков

Левый и правый поворот не зеркальное отображение друг друга. Левый поворот происходит по внешнему радиусу дороги, а правый – по внутреннему радиусу. Отсюда вывод, что на одном и том же участке закругления для правого поворота требуется скорость, как минимум, на четверть меньше, чем для левого поворота. На крутых поворотах, скорее и другая передача. Данные приемы вполне приемлемы и при движении в населенных пунктах, с той разницей, что там скорости невысокие и техника вождения несколько меняется. Но принцип остается. Он основан на использовании полосы движения в полном объеме для нашей безопасности. Очень важно не перестараться при маневрировании, когда рядом находится другой транспорт. Ваши резкие движения могут поняты неверно и могут вызвать неадекватную реакцию. Движения должны быть достаточно плавными и уверенными. Повороты проходим аккуратно, избегая заносы из-за резких маневров и пробуксовки из-за резкого добавления газа
!Сразу оговариваем, что все приемы, взятые у автогонщиков, предназначены только для обезопашивания дорожного движения, со строгим соблюдением ПДД, а не для скоростной езды. Любителям острых ощущений на дорогах напоминаем, что дорога не гоночная трасса. Автогонщиков учат в специальных школах для езды только на гоночной трассе. Для гонок конструируют специальные гоночные машины по специальным технологиям, их усиливают, испытывают на других стендах и гонщик порой готовится на гонки неделями, а то и месяцами. Никто не вправе подвергать опасности жизнь, тем более чужие.

Левый поворот

Левый поворот Цифрой 1 обозначено начало поворота (рис.1). На этом участке снижается скорость до безопасной (торможение двигателем, и, при необходимости рабочим тормозом). Затем до подъезда к точке 2 смещаемся как можно правее, с учетом состояния полосы движения и погодных условий. Точка 2 определяется таким образом, когда только начинаем видеть левый край полосы движения на выходе из поворота. В этой точке левой рукой быстро (не резко) поворачиваем рулевое колесо вниз (влеево) на нужный угол таким образом, чтобы образовалась почти прямая линия с точки поворота к выходу из поворота. Амортизатор на короткое время сжимается полностью или почти полностью, таким образом гасит кинетическую энергию центробежной силы. И начинаем руль возвращать на место. Хотя еще поворот не кончился, а мы уже постепенно поворачиваем вправо. Этот маневр создает хорошая контрсила, против центробежной силы, что и создает безопасность для поворота. Достигнув выход из поворота (точка 3) уверенно добавляем газ, восстанавливаем прежнюю скорость.

Правый поворот

Правый поворотЗдесь также точка 1 означает начало поворота (рис.2). Здесь как в предыдущем случае, замедляемся до безопасной скорости (тормозя двигателем или можно комбинированно). Затем не доезжая к точке 2, берем как можно левее, с учетом состояния дорожного полотна и погоды. Точка 2, как и левом повороте, находится там, когда мы только начинаем видеть правый край нашей полосы движения, где заканчивается поворот. В данной точке правой рукой нерезко поворачиваем руль вниз (вправо) на требуемы угол для получения почти прямой траектории движения с момента входа в поворот до выхода из него. Здесь все на себя берет левый амортизатор, погашая почти всю центробежную силу. Затем возвращаем рулевое колесо в прежнее положение. Также еще далеко до конца поворота, а мы уже поворачиваем руль в обратном направлении. Это позволяет стабилизировать движение, нейтрализовать центробежную силу и совершенно безопасно проходить поворот. Достигнув точку 3 (выход из поворота добавляем газ уверенно, выходим на рсчетную скорость.

Извилистый участок

Извилистый поворот Безопасное прохождение извилистого участка, заключается в максимальном выпрямлении извилистой части (рис.3), не выходя за пределы своей полосы движения. Освоив эту технику извилистый участок можно проехать как (или почти как) по прямой, что очень безопасно. Продолжать движение можно на выбранной скорости независимо от того, скользкая ли дорога или сухой асфальтю. Поскольку спрямление траектории движения исключает занос.

Ошибка при входе в поворот

Ошибка на повороте При ошибочном заходе в поворот (неправильный выбор скорости, ошибка во времени, маневрировании и т.д.) применяется так называемый метод зигзага. Этот метод позволяет брать поворот с помощью коротких прямых траекторий, составляющих вместе ломаную зигзагообразную линию. Вернее, траектория получается как стороны многоугольника. Техника многоугольника заключается в следующем (рис.4): в начале поворота двигаясь по прямой снижаем скорость торможением, достигая края полосы, отпускаем тормоз, быстрым движением руля изменяем направление во внутрь поворота, затем снова двигаясь по прямой снова торможение, до следующей вершины многоугольника, и так, многократно, до снижения скорости до безопасной, чтобы можно было двигаться по оптимальной траектории, как описано выше. На каждой прямой торможение выполняется как можно плавнее. На скользкой дороге возможна блокировка колес. «Доскользив» до края полосы нужно временно отпускать тормоз, выровнять направление движения, и снова тормозить (на машинах с ABS это делается системой).
Остались вопросы? Свяжитесь с нами.
Скрыть^
debug